Астрологические сигнатуры
Глава 1
Два ключа
Во все века в каждой стране рождаются передовые души, чье духовное видение пронизывает густые облака догматической иллюзии, за которыми жречество и государство всегда прятали от людей солнце божественной истины. Эти отважные искатели эзотерической мудрости дерзают разбивать цепи, которые приковывают их к безжизненным вероучениям, навязанным невежественному миру. Они освобождаются от рабства религиозных предрассудков и фанатичной веры в истинность господствующих убеждений, оставляют за спиной эпоху темного невежества и решительно стучатся в двери Храма Знания. Они понимают, что только в пределах этого святилища Природы горят алтарные огни, чей свет порождает тени иллюзий, которым и поклоняются массы, считающие их единственной реальностью. И они знают, что двери храма можно открыть лишь при помощи двух ключей.
Приглашаем создать Ваш личный астрологический кабинет, где Вы сможете узнать все о себе и своих прогнозах!
Доступны к расчету:
- бесплатная версия Вашего Гороскопа
- гороскоп рождения, проживания
- микрогороскопы - 210 ответов на самые сокровенные вопросы
- совместимость по 12 уникальным блокам
- гороскоп на сегодня, прогноз на 2024 год, различные виды прогнозов
- космограмма, кармический и бизнес-гороскоп
- карта событий - гороскопы на других, подбор благоприятных дней, событий
Итак, выйдя из плена ортодоксии и избавившись от бремени не менее догматичных сиюминутных научных воззрений, такой кандидат на посвящение уподобляется малому ребенку и стоит у входа в храм, желая, чтобы его впустили. Этот храм -- здание Природы, обитель Исиды, ложа нашего Великого Мастера, Царя Солнца; в Библии это здание описано как храм царя Соломона. Вряд ли нам удастся точно проследить историю происхождения этого имени, ибо существует огромное количество самых разных и противоречивых источников, но очевидно, что у имени СОЛ-ОМ-ОН есть интересные соответствия: Сол -- это латинское имя солнечного бога Феба; Ом -- одно из индийских имен Божества; а Он -- это солнечный бог египетского города Гелиополя, который в древности назывался Городом Она.
Кандидат слышит голос: "Постучи -- и тебе откроют; проси -- и получишь; ищи -- и найдешь". Через некоторое время его усилия вознаграждаются и он мельком видит внутреннее помещение храма. Возможно, кто-то открыл ему двери, а, возможно, за них проникла его душевная интуиция. На его призывы в конце концов отвечает Голос Безмолвия, побуждающий его продолжать искания и предупреждающий о том, что не бывает искупления чужих грехов или постижения истины за других. Каждый человек должен самостоятельно открыть двери, которые препятствуют развитию его духа, но при этом и охраняют храм от осквернения.
В Храме Царя Соломона две двери; в его святом святых тоже две двери. Войти в любую из них можно только с помощью соответствующего ключа. Правая дверь открывается только золотым ключом, левая требует ключа серебряного. Эти же ключи открывают и двери в святое святых; только для открывания наружных дверей ключи поворачивают справа налево, а для открывания внутренних -- слева направо.
О существовании ключей, с помощью которых можно проникнуть за пределы мира объективных феноменов, знают все образованные оккультисты. Но лишь изучающие масонский символизм знают о том, что этих ключей два.
В сущности, вся литература по церемониальной магии в значительной степени опирается на две книги. Одна из них -- "Clavicula Solomonis" ("Ключ царя Соломона"), а вторая -- "Lemegeton" ("Малый ключ"). Обе книги переведены на современные языки. Но эти произведения полезны (если уместно здесь говорить о пользе) лишь для ознакомления с историей мистических заблуждений и магическими практиками сомнительного качества; никаких таинств они не раскрывают.
Возвращаясь от них к франкмасонству, обратим внимание на символ, связанный со степенью Товарища.* Характерной его чертой являются два скрещенных ключа, один из золота, а второй -- из серебра. Это и есть те ключи, которые мы ищем. Они открывают двери Храма Царя Соломона; но, насколько я знаю, точное значение ключей в оккультной науке ни один из современных толкователей не объясняет. Поэтому я посвящу этот урок исследованию природы и значения Золотого и Серебряного Ключей.
Чтобы лучше понять, в каких условиях приходится действовать искателю истины в наше время, полезно вспомнить прошлое и разобраться в том, как было получено то знание, которым мы сейчас обладаем. Возможно, этот метод поможет нам разрешить многие наши нынешние проблемы.
Если мы перелистаем книгу истории и вернемся на пару веков в прошлое, то обнаружим в мире научной мысли дикую мешанину взглядов. До семнадцатого века естественная наука была беспорядочным набором разрозненных представлений, которые противоречили друг другу не меньше, чем современные религиозные и мистические представления. Как сейчас религиозные положения доказываются цитированием фраз из авторитетных источников, так и тогда критерием доказанности фактов естественной науки считалось мнение авторитетных научных источников. При этом, как нынешние мистики и церковники чувствуют себя вправе трактовать источники -- например, Библию, -- к своему удобству, так и тогдашние естественники истолковывали своих авторитетов совершенно свободно.
Конфликт между различными школами достиг критической точки, когда в начале семнадцатого века произошло событие, радикально преобразовавшее методологию научной мысли. Все хорошо видели, в каком хаотическом состоянии находилась наука. Поэтому в надежде на наведение некоторого порядка кардинал де Берулль пригласил выдающихся деятелей науки того времени на лекцию одного схоласта по имени М. Шандо, посвященную принципам новой философии. На этой лекции присутствовал молодой Рене Декарт.
Шандо был прекрасным оратором и блестяще формулировал свои мысли. Почти все слушатели приняли его точку зрения и громко аплодировали после лекции. Исключением был Декарт.
Знакомый Декарта, заметив его сдержанность, спросил, в чем он не согласен с новыми принципами, представленными столь ярко и убедительно. Высоко оценив ораторское мастерство лектора, Декарт произнес аксиому, которую должен помнить каждый оккультист. Именно потому, что люди до сих пор не понимают значения этой аксиомы, доверчивому миру постоянно скармливают самую низкопробную глупость. Декарт сказал: "Недоказанные принципы ничего не могут ни доказать, ни опровергнуть".
Хотя Декарт говорил о естественной науке своего времени, его высказывание в равной мере касается нынешнего оккультизма, мистицизма и религии. Реальное часто подменяется возможным и, передергивая факты, легко выдать ложь за истину.
Чтобы проиллюстрировать справедливость сказанных слов, Декарт попросил ученых привести какой-нибудь общеизвестный факт. Затем с помощью двенадцати утверждений он доказал истинность этого факта. После чего, прибегнув к другим двенадцати утверждениям, с такой же легкостью неопровержимо доказал его ложность, приведя аудиторию в изумление.
Эксперимент повторялся вновь и вновь. Ученые пребывали в полной растерянности. В их умах воцарился такой же хаос, как в умах современных религиозных и оккультных деятелей. Якобы доказанными фактами об отношении человека к другим сущностям вселенной и к Божеству тоже можно жонглировать как угодно: одни авторитеты их подтверждают, другие опровергают, причем и первые, и вторые опираются на веские доводы. Не удивительно, что люди часто сомневаются в возможности безошибочного познания истинной реальности в любой сфере.
Так было и со слушателями Декарта, которые начали сомневаться вообще в возможности познания истины и спросили его, что он об этом думает. Его ответ настолько же важен для современной религии и оккультной науки, насколько он оказался тогда важным для науки естественной, и если бы к его совету прислушались, в метафизике произошел бы такой же прогресс, как в науке времен Декарта. Он заявил, что только математика свободна от софизмов и, руководствуясь правильными принципами, с ее помощью можно решить все проблемы.
Так начала развиваться "точная наука". Достижения точной науки в последующие годы объясняются способностью ее приверженцев руководствоваться правильными математическими принципами. Более того, непоследовательность у некоторых материалистических философов и ученых, как правило, возникает именно тогда, когда они отходят от математических методов и пытаются доказать собственные доктрины с помощью недоказанных принципов.
Я не собираюсь утверждать, что только физический интеллект способен успешно разгадывать тайны природы, ибо душа, освобожденная от рабства физических чувств, гораздо лучше способна судить о реальности. Диапазон восприятия астрального мозга намного больше, чем физического, а диапазон органов чувств духовного тела -- еще шире. Кроме того, на внутренних планах можно вступить в контакт с разумами, обладающими гораздо более широкими возможностями, чем земные.
Но лишь исключительные индивидуумы при исключительных обстоятельствах способны не только освобождаться от ограничений, налагаемых плотью, но и, по возвращении души из полетов по звездным эфирным сферам в ее земную обитель, -- усваивать полученные душой истины на уровне физического организма, не искажая их под влиянием ранее сложившихся представлений, господствующих мнений или личных особенностей астральных энергетических центров, которые отражены в астрологической карте рождения. Опыт души можно сравнить с белым светом солнца, который приобретает разные оттенки, проходя через цветные стекла церковных витражей.
Как правило, на людей оказывают очень большое влияние мысли, господствующие в обществе. Какой-либо видный деятель предлагает идею. Другие, менее уверенные в себе люди, воспринимают ее -- благодаря либо бессознательной передаче мыслей, либо устному или письменному слову. Уверенность, с которой выдвигается эта идея, помогает ей войти в сознание некоторых людей. Эти люди, подпав под власть идеи, формулируют ее заново. Напряженно обдумывая эту идею, они излучают астральные волны, которые достигают астральных мозгов целого народа. Один за другим люди начинают признавать эту идею, и чем больше людей ее разделяет, тем сильнее она начинает господствовать над умами.
Прекрасной иллюстрацией этого может служить легкость, с которой горстка политиков иногда способна манипулировать общественным мнением целой страны. Какой бы вредной или нелогичной ни была идея, если ее с достаточной силой бросить в массы, то она быстрыми темпами начнет распространяться, и вскоре ее будет разделять большинство. История знает массу примеров, когда поразительные глупости на какой-то период оказывали серьезное влияние на общественное сознание. Люди до такой степени подпадают под гипнотическую власть идей, что видят проблему лишь под тем углом зрения, который им навязывают, и утрачивают способность взглянуть на нее иначе. Они, словно загипнотизированный человек, перестают рассуждать, не подвергают сомнению любой бред, который внушает гипнотизер, но при этом считают, что мыслят вполне логично и рационально. И точно так же воспоминания об опыте, который приобретает душа, освобождаясь от физического тела, обычно искажаются, чтобы вписаться в систему господствующих в обществе мыслей.
Мистические умы также склонны (и эта склонность коренится глубоко в структуре астрального тела) попадать в зависимость от самовнушения. Иногда ими столь сильно овладевают определенные религиозные убеждения или фантазии, прочно закрепившиеся в астральном мозге, что для соответствия им серьезно искажается смысл как физического, так и астрального опыта. Обладающий же большим самомнением мистик способен принять беседу с любой развоплощенной сущностью за непосредственное общение с Богом, даже если всем понятно, что это на самом деле эта сущность -- всего лишь элементал. В таких случаях мистик нередко руководствуется велением голоса, даже если он приведет его к смерти. Но даже при отсутствии подобной господствующей идеи старые убеждения глубоко укореняются в астральном мозге и окрашивают собой память об опыте путешествия души в высшие миры. Отсюда необходимость критического анализа такого опыта с применением максимально надежных методов. Эти методы и содержатся в Серебряном и Золотом ключах.
Итак, давайте исходить из того, что природа во всех ее многообразных проявлениях подчиняется закону, и этот закон непреложно опирается на математические принципы. Математические соотношения абсолютны и относятся не только к нашей скромной планете, но также к духовной, небесной и ангельской сферам. Все сущее, от вибрации мысли до эволюции вселенной, строго подчиняется закону чисел. Вавилонская башня, которую сооружали "в земле Сеннаар"**, иллюстрировала числа, управляющие, по мнению Магов, эволюцией расы. До сих пор стоят египетские пирамиды -- монументальные доказательства существования численных соотношений между землей, вселенной и человеческой душой. И хотя пифагорова система чисел никогда не излагалась письменно и поэтому мало кому до конца понятна, эхо ее славы прокатилось по коридорам времени, побуждая наши души вслушиваться в музыку сфер.
Только математика позволяет нам избежать ментальных заблуждений, и именно поэтому Золотой и Серебряный ключи -- величайшая ценность, которую может получить оккультист, ибо в основу каждого ключа положены строго выверенные численные соотношения.
Чтобы понять, как они работают, нужно обратиться к Писаному и Неписаному Законам.
Под Писаным Законом посвященные понимают Закон, начертанный Божеством на куполе ночного неба мерцающими световыми иероглифами. Этот закон, написанный на Языке Звезд, раскрывал Божественную волю еще древним ассирийским пастухам. Позже изучение этого закона позволило достичь расцвета Египту и принесло заслуженную славу халдейским Магам. Знание этого неизменного закона, этой великой науки звездного неба, прославило магические школы Атлантиды. А в незапамятные времена, в далекую эпоху детства расы, еще до начала материальной борьбы, выкристаллизовавшей чувствительность души, интуитивное постижение Писаного Закона положило начало примитивной религии.
Человек -- это олицетворение вселенной; фактически это вселенная в миниатюре, созданная в соответствии с точным планом и пропорциями большой вселенной. Как и небесные светила, его составные части взаимодействуют друг с другом. Кроме того, они связаны и с этими огромными небесными телами! Из-за невежества человек считает себя обособленной единицей; но по мере расширения его духовного видения он все больше ощущает свое неразрывное единство с божественным источником и бесконечностью всех его проявлений.
Зная о такой мистической связи души и звезд, стоит ли удивляться, что первобытные люди, обладавшие намного более глубокими и развитыми духовными силами, чем мы, формулировали религиозную систему на языке небесных тел? Они поклонялись Божеству, стремясь изучать и выполнять Его законы. На Небесного Отца смотрели как на благодетельное существо, которому надо подчиняться; так ребенок любит своих родителей и полностью доверяет их мудрости.
Наблюдения этих первобытных народов показывали, что все важные события происходят в то время, когда определенные небесные светила выстраиваются на небе в определенные конфигурации. Наступлению зимнего периода тропических дождей всегда предшествовало характерное расположение звезд на небосклоне; совсем другое расположение звезд всегда возвещало о наступлении периода сева или жатвы. Реки выходили из берегов, когда на закате или на рассвете над горизонтом восходили определенные звезды и созвездия; постоянная смена приливов и отливов в человеческой жизни, как и в море, послушно следовала воле небесных светил. Первобытные дети природы поклонялись Божеству, подчиняясь ритмам природы. Убедившись, что именно так Бог наставляет Своих детей, они стали почитать и Писаный Закон.
Поэтому нас не должно удивлять, что в разных концах Земли сохранились следы Астрономической Религии. Основанная на многовековых наблюдениях за движением небесных светил, результаты которых тщательно проверялись и скрупулезно регистрировались, она стала основой не только Науки, но и Религии. В течение столетий систематически изучались качества и внутренние принципы влияния звезд; были установлены их соответствия на Земле и в устройстве самого человека. Фактически эта религия поклонялась законам Природы.
В последующие века, когда по закону циклических перемен наступил период духовного упадка и ментального вырождения, мало кто из людей мог понимать научный аспект этой религии. Поэтому результаты астрономических исследований были сформулированы в виде мифов, причем каждый миф отражал свойства и качества определенного звездного светила или небесного явления. Определенные качества, приписываемые Божеству в его звездных и планетных проявлениях, некоторые люди превратили в объект особого поклонения. Так появился культ огня, культ секса, культ змей и культы мифологических персонажей, которые всегда точно отражали качества небесных тел. Вот бы удивились сторонники ортодоксальных религий двадцатого века, узнав, что многое в их вероучениях, с очень небольшими изменениями или вовсе без таковых, позаимствовано из астрономических культов!
Астрономия -- это Писаный Закон, а Золотой Ключ к ее толкованию -- астрология.
Золотой Ключ создан на основе строгих математических расчетов; в сущности, это единственное средство непосредственного применения математики к вратам прошлого и будущего, позволяющего свести вероятность ошибки к минимуму. Ученик, не ведающий о существовании и назначении этого ключа, никогда не узнает о тонкой связи своей души с мирозданием и никогда не поймет суть астромасонства, астротеологии или астромифологии. Философия и религия древних, основанная на астрономии и астрологии, навсегда останется для него запутанным лабиринтом. Только при использовании этого ключа становятся понятными причины естественной симпатии и антипатии; только с его помощью рука разума открывает циклические замки, которые охраняют людей, страны, миры и звездные системы.
Золотой Ключ отпирает дверь позитивного знания в Храме Царя Соломона. Он раскрывает тайны человеческого прошлого, настоящего и будущего; он вносит математическую определенность в религию, философию и науку, ибо имеет дело не со следствиями, а с причинами. Напрасно пытается алхимик, пренебрегающий Золотым Ключом, превратить металлы в золото или получить эликсир жизни. Напрасно пытается вылечить пациента не ведающий тайн Золотого Ключа врач, будь то гомеопат, аллопат, хиропрактик, психиатр, последователь "христианской науки" или "исцелитель верой", ибо не догадывается о неразрывной внутренней связи, которая существует между ним, пациентом и применяемым методом. То, что одного человека может отравить, причем не только физически, но и духовно, другого может вылечить. Но чтобы понять причины внутренних подобий и различий, нужно знать принципы астрологии.
Как известно, народы и страны циклично переживают периоды расцвета и упадка; но только применение Золотого Ключа позволяет заранее узнавать о таких периодах взлетов и падений. Хотя наши правительства по-прежнему выделяют миллионы долларов метеорологическим станциям, эти службы никогда не сумеют составлять долгосрочные прогнозы погоды, не научившись пользоваться этим ключом. Вообще, любой человек, не владеющий им, обречен блуждать в духовной тьме.
Только Золотой Ключ сделал возможными чудесные исцеления, которые совершал Парацельс. Золотой Ключ руководил мистиком Якобом Беме в создании его религиозно-философской системы. Во все века он служил самой надежной картой для тех душ, которые отваживались выходить в плавание по безбрежному океану духовного поиска. И только с помощью этого ключа они достигали желанной гавани.
Но вернемся к более древним временам. Интеллектуальное и духовное состояние мира, как и все сущее, подчиняется закону циклического развития, поэтому периоды относительного света сменяются периодами относительной тьмы, и наоборот. Когда ментальные силы эпохи иссякают, раса приходит в упадок и погрязает в варварском невежестве. В такие периоды духовного упадка просвещенные люди стараются сохранить свое знание для тех немногих, которые сумеют его оценить в периоды безвременья и передать будущим поколениям, рожденным в эпоху очередного расцвета духовных сил в возрождающемся мире. Так появились и Герметические Школы -- хранители Тайной Доктрины.
Иерофанты этих школ накапливали факты обо всем, что связано с духом, и формулировали их в виде аллегорических систем, которые могли передаваться устно. Но из опасения утратить тайное знание его время от времени частично или полностью открывали массам. Такие аллегорические системы возводились в ранг религиозных учений, а будучи записанными, составляли "святую книгу". Так появились Веды, Авеста, Библия и другие священные писания. Но, как правило, сначала эти предания передавались устно, на словах, и поэтому посвященные называют их "Неписаным Законом".
"Неписаный закон" -- это Тайная Доктрина, которая сформулирована Магами таким образом, чтобы она оставалась непонятной для простонародья, но без особого труда декодировалась человеком, владеющим специальным ключом. Знание о существовании и способах применения ключа можно было получить только в процессе посвящения, когда прошедший трудные испытания ученик неопровержимо доказывал свою физическую, интеллектуальную и моральную состоятельность. Здесь уместно подчеркнуть, что, употребляя слово ученик в мужском роде, я имею в виду не только мужчин, но и женщин, ибо в любой настоящей Герметической Школе женщины всегда допускались к членству и обладали равными с мужчинами привилегиями. Для женщин всегда были открыты двери [Герметического Братства] Луксора, [Общества] Розенкрейцеров и Братства Света.
Итак, продолжим. Этот "волшебный" ключ к традиционному знанию существует и в наше время, он известен и активно используется многими выдающимися каббалистами, мистиками и учеными, но о нем практически ничего не известно за вратами тайных обществ. Этот Серебряный Ключ к Неписаному Закону -- ни что иное, как Священное Таро, или "Книга Тота". С ее страниц просветленный Сен-Мартен черпал свое вдохновение. Опираясь на откровения Книги Тота, ученый муж Элифас Леви написал замечательную книгу "Учение и ритуал высшей магии". Серебряный Ключ получил высочайшую оценку такого эрудита, как Кур де Жебелен; он был положен в основу книги "Ключ к знаниям, сохраняемым в тайне со времен основания мира" Уильяма Постеля, а также "Ars Magna" Раймонда Луллия, утверждавшего, что с его помощью можно решить все проблемы. Луллий был выдающимся каббалистом, и главным его достижением стало "философское колесо", или метод применения Таро.
В разных частях света археологи находят разрозненные фрагменты не только Золотого Ключа, но и Серебряного. Под разными названиями Книга Тота была известна в далекой древности. Она была составлена теми же блестящими умами, которые населили звездное небо мифическими персонажами и выковали Золотой Ключ к толкованию религиозной астрологии.
Стержень Золотого Ключа составляют двадцать два символа: двенадцать зодиакальных знаков и десять планет. Кольцо ключа состоит из тридцати шести деканатов и четырех сезонов годичного цикла Солнца. В бородке ключа присутствуют двенадцать мунданных домов и элементальные управители каждого из четырех квадрантов, вращающихся в трех мирах. В действии Золотой Ключ проявляет активное, мужское начало.
Серебряный ключ -- это копия Золотого, но с той разницей, что в его действии отражено пассивное, женское начало, поэтому он так же относится к Золотому Ключу, как женщина к мужчине. Каждый из двадцати двух Старших (Великих) Арканов Таро в точности соответствует одному из двенадцати зодиакальных знаков или десяти планет и дает им эзотерическую интерпретацию. Сорок номерных Младших (Малых) Арканов в точности соответствуют тридцати шести астрологическим деканатам и четырем сезонам годичного цикла Солнца. Шестнадцать Фигурных Арканов точно характеризуют двенадцать мунданных домов и управителей элементов каждого из четырех квадрантов.
Фактически Таро так же относится к астрологии, как Луна к Солнцу. Если Солнце светит днем, то Луна -- ночью; и если астрология проливает свет на более очевидные истины оккультизма, то мягкое сияние Серебряного Ключа освещает более глубокие и скрытые тайны, остающиеся в тени объективного бытия. Хотя мы знаем, что Луна светит отраженным светом, мы все равно благодарны ее лучам. Точно так же Таро, отражая свет своего небесного супруга, астрологии, освещает наши самые потаенные мысли.
Если иметь это в виду, становится понятным смысл часто цитируемого отрывка из "Зогар", одной из книг еврейской Каббалы: "Со смертью Моисея закатилось Солнце и утратил былое величие Писаный Закон, со смертью же Давида потускнела Луна и закатилась слава Закона Неписаного".
Согласно преданию -- а слово Каббала как раз и означает "предание", -- Моисей был воспитан египетскими Магами и посвящен в их мистерии. Поэтому он был знаком с астрономией и Каббалой, то есть Писаным и Неписаным Законом, и наделен ключами к их толкованию. В сущности, при правильном толковании история творения, аллегорически преподносимая Книгой Бытия, дает математическое обоснование закона циклов, известного современным посвященным. Более того, во всем Пятикнижии, кем бы оно ни было написано, есть множество тонко завуалированных упоминаний об астрономических циклах, законах, качествах и движениях. Поскольку все эти упоминания вполне соответствуют реальным астрономическим фактам, можно сделать вывод, что автор прекрасно знал астрологию, то есть владел Золотым Ключом. Вот почему каббалисты, имея в виду позитивную просветляющую силу Золотого Ключа, сравнивают его с Солнцем. Со смертью Моисея это солнце закатилось, и астрология пришла в упадок. Евреи утратили правильное астрологическое знание; поэтому Писаный Закон, или астрономия, лишился былого значения и величия. И изучение Библии подтверждает этот факт.
Серебряный Ключ, интуитивный женский двойник астрологии, сравнивался с Луной, которая потускнела в момент смерти Давида. То есть вплоть во времена Давида евреи искусно применяли и толковали Таро, но после его смерти утратили последний ключ к своим мистериям, и тогда закатилась слава Неписаного Закона. Они сохранили Библию и Каббалу, но потеряли ключ к их толкованию; и, когда было принято решение частично записать Каббалу, писцы, не знавшие об этом ключе, в значительной мере исказили ее суть.
Ковчег Завета, который дети Израиля всегда носили с собой, был символическим представлением Таро, или Книги Тота. Как в бородке Серебряного Ключа есть выемки, открывающие три мира бытия, так и Ковчег Завета состоит из трех уровней. Прямоугольная форма цоколя ковчега олицетворяла физический мир и алхимическое царство Соли. Каждое из четырех колец (по два с противоположных сторон ковчега), через которые были продеты шесты для переноски, символизировало число десять, священные эманации Сефирот. Все четыре кольца символизировали Сефирот в четырех элементальных мирах и соответствовали сорока Младшим Арканам Таро. Как разум выше материи, так и корпус ковчега возвышался над цоколем; он соответствовал интеллектуальному миру и алхимическому царству Ртути (Меркурия). В Таро это представлено персонажами Фигурных Арканов. Символом божественного мира была крышка ковчега. Алхимически она соответствовала царству Серы (Сульфура), а в Таро -- двадцати двум Старшим Арканам, олицетворявшим небесные знаки и планеты, которые всегда активно влияют на земные формы жизни и на действия людей.
В этом ковчеге находились1 четыре символических масти Таро. В нем был золотой сосуд, или масть Чаш. "Жезл Аронов расцветший" символизировал масть Жезлов. Скрижали завета, или десять заповедей, соответствовали масти Мечей. А манна, находившаяся в золотом сосуде, символизировала масть Монет.
Херувимы с обеих сторон крышки символизировали в божественном мире Отцовство-Материнство Бога, в интеллектуальном мире -- рациональный и интуитивный методы познания, а в физическом -- позитивные и негативные силы природы. Каббалисты утверждают, что между крыльями этих херувимов древние первосвященники обращались к Богу, используя терафим, урим, туммим и ефод. И Библия подтверждает эту точку зрения.* Этот метод был ни чем иным, как применением Серебряного Ключа, или священного Таро.
Это лишь один из множества примеров, показывающих, что в древности евреи прекрасно знали о Серебряном Ключе и умели им пользоваться, но, видимо, со временем они утратили это знание, о чем свидетельствует большинство более поздних книг. Очевидно, это утраченное знание возродил пророк Иезекииль, ибо иначе мистический символизм его сочинений не поддается осмысленному толкованию. Некоторые познания о Серебряном Ключе демонстрировал пророк Даниил, а весь Апокалипсис, кому бы ни принадлежало его авторство, вообще основан на Таро. Фактически каждая из его двадцати двух глав представляет один из двадцати двух Старших Арканов в его взаимосвязи с остальными. Итак, можно уверенно сказать, что со смертью Давида еврейское первосвященство утратило Серебряный Ключ, и столь же определенно можно утверждать, что впоследствии он восстанавливался некоторыми из вдохновенных пророков.
При помощи Серебряного Ключа поддаются толкованию не только Библия, но и священные писания других народов древности, поскольку используемые в них аллегории имели общий источник и не претерпели в более поздних культурах значительных изменений. Поэтому можно авторитетно утверждать, что без знания Таро толкователь древних священных книг никогда не поймет их сокровенный смысл. Вспомним слова Элифаса Леви:
Без Таро магия древности останется закрытой книгой, а великие тайны Каббалы не будут разгаданы.
Безусловно, великие умы, которые первыми открыли Писаный Закон и сформулировали Неписаный, воспринимали в природе Единство, постоянно меняющиеся формы которого отражают определенные фундаментальные принципы. Вселенная представляет собой ни что иное, как действие и противодействие этих принципов, над которыми властвует единый закон, и этот закон строго подчиняется математическим соотношениям. Когда в результате наблюдения за Писаным Законом эти математические соотношения были обнаружены, оставался один шаг, чтобы ввести их в Неписаный Закон. Эти же принципы сохраняются и в Серебряном Ключе, придавая ему особую ценность.
Тонкая интуиция и духовные прозрения древних Магов позволили ми ощутить глубокое родство души со звездами и выковать Золотой Ключ, открывающий мир позитивного знания. Но для толкования сокровенных, более таинственных и интуитивных аллегорий, в которых они часто выражали индивидуальный опыт души, путешествующей в иных, чем наш, мирах, требовался другой ключ. Поэтому при его создании они использовали язык универсального символизма. Серебряный Ключ, сконструированный в виде математической копии Золотого, при умелом применении легко открывает одну из главных дверей в Храм Царя Соломона.
По масонским преданиям, после смерти одного из великих мастеров Слово Мастера-Масона, а вместе с ним и ключ к некоторым из масонских таинств, были утрачены. Впоследствии, благодаря одному неожиданному открытию, удалось восстановить и слово, и ключ. В масонском ритуале посвящения это открытие аллегорически представлено "обнаружением" Ковчега Завета, в котором находятся четыре эмблемы, соответствующие четырем мастям Таро.
Сначала из Ковчега извлекают Книгу Законов, а затем четыре листа бумаги или пергаментных свитка, содержащие ключи к характеру их таинств. Вспомним, что Ковчег Завета -- это символический синтез Таро. Книга Законов -- это Неписаный Закон. Четыре пергаментных свитка олицетворяют четыре квадранта неба, на которых начертан код Писаного Закона.
Слово Мастера находится на ковчеге, прикрытое тремя наугольниками, которые символизируют сокровища трех великих мастеров древности. "Сокровища" же эти суть астрономические измерения, составляющие часть Золотого Ключа.
Несомненно, франкмасонство происходит от древних посвятительных мистерий. Каждой из его тридцати двух степеней соответствует один из десяти номерных Арканов или двадцати двух Старших Арканов. Члены ложи, окружающие кандидата, представлены Фигурными Арканами. Тридцать третья масонская степень представлена в Таро мистической печатью. Кроме того, масонские степени соответствуют тридцати трем главам каббалистической книги "Сефер Йецира", или "Книги Творения", из комментария к которой, озаглавленного "Тридцать два Пути Мудрости", следует, что она основывается на Таро. Поскольку масонский ритуал тоже основан на Таро, его эзотерический смысл раскрывается только при правильном применении Серебряного Ключа.
Впрочем, Серебряный Ключ не только раскрывает древние таинства, но и с пользой применим для решения всех проблем науки и философии:
Буквы суть абсолютные идеи; абсолютные идеи суть числа; числа суть совершенные знаки. Воссоединяя идеи и числа, можно оперировать идеями как числами и прийти к математике истины.**
Таким образом, возможности Таро ограничены лишь умениями пользователя. Да, преимущественное применение Таро в качестве инструмента прорицания оказало ему дурную услугу. Но, вовсе не отрицая эффективность использования Золотого и Серебряного Ключа в прорицании, я обязан подчеркнуть, что это самый низший уровень их полезности и что их применение к духовным вопросам принесет ищущему гораздо большее вознаграждение за затраченные усилия.
Вновь процитируем Элифаса Леви:
Таро -- это настоящая философская машина, которая предохраняет разум от блужданий, но оставляет за ним право на инициативу и свободу; это математика, применяемая к абсолюту, это союз реального и идеального, это лотерея мыслей, таких же точных, как арифметика. Возможно, это самое простое и самое гениальное творение человеческого гения.2
Это очень важная мысль. И чтобы у читателя не возникло впечатление, что применение Золотого и Серебряного Ключей строится на каком-то весьма сложном и запутанном принципе, я, прежде чем закончить этот урок, рискну спуститься с высот философских концепций к простейшим материальным вопросам.
Рассмотрим типичный пример: предположим, человек решил построить и отделать собственный дом.
Он сталкивается с необходимостью покупки огромного количества самых разных материалов, поэтому ему нужно знать, какие материалы ему надо покупать и в каком количестве, а также примерно подсчитать, в какую сумму обойдется их покупка. Для строительства ему понадобятся пиломатериалы различного профиля, кирпичи, гвозди, песок, известь, трубы и многие-многие другие материалы. Кроме того, придется платить строителям за труд. Как ему составить смету и оценить сумму, в которую выльется задуманное строительство?
Очевидно, ему не удастся произвести точные расчеты всех затрат, просто представив себе уже построенный и отделанный дом. На основании такой мысленной картинки невозможно выполнить калькуляцию. И вряд ли ему поможет даже визуализация сложенных штабелями стройматериалов.
Итак, пиломатериалы продаются на погонные футы. Поэтому необходимо обратиться к математике и рассчитать, сколько футов досок разного профиля придется купить. После этого, зная, сколько стоит фут каждого вида пиломатериалов, можно оценить сумму общих затрат на них.
Но рассчитать нужное количество кирпичей, которые продаются тысячами штук, таким же методом не удастся. Чтобы оценить сумму затрат на кирпич, придется умножить количество тысяч штук кирпичей на цену за тысячу.
Песок не продается ни на тысячи, ни на погонные футы, а на кубические ярды, поэтому, перемножив стоимость одного ярда песка на общее количество ярдов, мы определим общую сумму затрат на песок.
Гвозди, которые нам тоже понадобятся, продаются уже на вес; соответственно, перемножая стоимость одного фунта гвоздей на нужное количество фунтов, мы получаем общую сумму затрат на гвозди.
Известь продается баррелями; ковры -- квадратными футами, обои -- рулонами, фарфоровая посуда -- дюжинами, а квалифицированный труд оплачивается почасово. Не будем вдаваться в дальнейшие подробности -- и без того уже понятно, что для получения точной суммы затрат на каждый товар сначала нужно связать его с соответствующей мерой. Рассчитать необходимое количество гвоздей в погонных футах нельзя.
Так вот, у всех объектов и сил во вселенной есть свои единицы измерения, и именно по этим единицам определяется их истинное качество и влияние. Эти единицы -- астрологические понятия. Как демонстрировалось в одном из предыдущих уроков, все сущее, обладая собственной частотой колебаний, соответствует тому или иному астрологическому качеству. Даже у идей и духовных принципов есть астрологические соответствия. Поэтому, сопоставляя нечто с соответствующим ему астрологическим символом, мы используем этот символ в качестве единицы его измерения. Как знание того, что доски продаются на футы, позволяет нам оценить необходимое количество досок, так знание астрологических понятий позволяет нам составить точное мнение о других вещах.
Более того, если мы устанавливаем соответствие между объектами и их астрологическими символами, то можем оценить их влияние друг на друга и на человека. На языке астрологических понятий можно формулировать и сопоставлять самые различные вопросы. Чтобы "привести к общему знаменателю" гвозди, доски, песок и известь, сначала каждый из этих материалов нужно сделать измеримым, связав с определенной мерой, и лишь потом переводить на язык долларов и центов. Точно так же, сопоставляя самые разные факторы с астрологическими символами и переводя их на язык вибрационной гармонии и диссонанса, можно узнать их общее влияние на человеческое мышление и жизнь.
К самым сильным факторам, влияющим на ход человеческой жизни, относится невидимое излучение планет. То, что мы не осознаем этого влияния на наши мысли и поступки, ничуть его не уменьшает. Разве цветок подсолнуха, поворачивающий головку вслед за солнцем, осознает, что делает это под действием света? Развитие и поведение растений и животных происходит не только в условиях гравитации, но и под сильным влиянием климатических и температурных факторов, но знают ли они об этом? Так и человек -- в сущности, он просто ощущает какие-то непонятные импульсы, но не знает, почему. Мотылек тоже не знает, почему он летит на огонь. Он летит туда потому, что раздражитель в виде света стимулирует в нем непроизвольную моторную реакцию лететь на свет. Этот тропизм заставляет мотылька реагировать на некоторые колебательные частоты определенным образом, а другой тропизм заставляет человека определенным образом реагировать на планетное влияние.
Вот мы и подошли к назначению двух ключей. Они созданы для выявления астрологических соответствий и, таким образом, позволяют оперировать правильными единицами измерения. Они демонстрируют влияние одного объекта или идеи на другой объект или идею, когда установлены правильные меры. Использование ключей предполагает использование математики, которая необходима для оценки общей гармонии или дисгармонии и совокупного влияния самых различных факторов. То есть ключи служат средством измерения как особых, так и универсальных сил.
В заключение я снова процитирую Декарта, который, кстати сказать, странствовал по всей Европе в поисках того, кто мог бы посвятить его в тайное оккультное братство: "Лишь математика лишена софизмов".
Эти слова можно считать лучшей рекомендацией к применению Золотого и Серебряного Ключей, ибо оба они построены на математических принципах. Ни в одной другой области ученик не получит такого щедрого вознаграждения за свой труд, как в применении этих двух бесценных ключей к макро- и микрокосму.
К. К. Заин (Элберт Бенджамин)
Примечания автора:
1. Евр., 9: 4.
2. Элифас Леви, "Учение и ритуал высшей магии".
Примечания переводчика:
* См. Исход, 28, Суд., 17-18.
** Из переписки Леви с бароном Спедальери.
Рассказать друзьям
Цвета, звуки и формы - Тайная доктрина. Эзотерическое учение. Том 3 Блаватская Елена
Астрологические сигнатуры. Астрономия -- это Писаный Закон, а Золотой Ключ к ее толкованию -- астрология. - К. К. Заин (Элберт
ОРИОНГРАД - Теория заговора. Практика