Рассказать друзьям 

Астрология в древнем Китае

Общеизвестно, что китайская методика определения способностей, наклонностей и дальнейшей судьбы новорождённого в корне отличается от западной и базируется на 12-летнем цикле, каждый год которого отведён определённому животному. Хотя были сделаны попытки соотнести китайскую систему с гороскопической, они остаются в основе своей различными. В этой статье речь пойдёт о китайской звёздной науке в той степени, в которой она наиболее сопоставима с западными дивинационными практиками.

Из глубокой древности

Существуют два основных мнения по поводу того, когда начала свой путь китайская астрология: сохранившиеся документы свидетельствуют, что в эпоху Шан-Инь (1600 – 1027 года до нашей эры) велись регулярные наблюдения за небосклоном, способствовавшие развитию предсказательных методик; но некоторые учёные утверждают, что астрологией активно пользовались при дворе, начиная с III века до н.э., во время легендарной династии Ся. Кроме того, в даосском пантеоне существует такой влиятельный бог, как Жёлтый (Жадеитовый) Император (Ю Хуанг), со временем правления которого – и даже с его личностью – связано становление годовой системы 12-ти животных и 28-дневного лунного календаря, но это имеет большее отношение к мифологии, чем к истории.

Приглашаем создать Ваш личный астрологический кабинет, где Вы сможете узнать все о себе и своих прогнозах!

Доступны к расчету:

  • бесплатная версия Вашего Гороскопа
  • гороскоп рождения, проживания
  • микрогороскопы - 210 ответов на самые сокровенные вопросы
  • совместимость по 12 уникальным блокам
  • гороскоп на сегодня, прогноз на 2018 год, различные виды прогнозов
  • космограмма, кармический и бизнес-гороскоп
  • карта событий - гороскопы на других, подбор благоприятных дней, событий

Как бы то ни было, первые астрономические записи на гадальных пластинках делались ещё в XV в. до н.э. Известно, что в XII в. до н.э. существовали специальные площадки для наблюдений за небом (сохранились остатки одной из них – Чжоугунской). В VIII – V вв. до н.э. астрономы знали о существовании Узлов Луны и могли с их помощью определять время наступления затмений, причём солнечные затмения уже тогда считались предзнаменованиями всяческих неприятностей. Все они учитывались в хронике «Чунь-цю», начиная с 720 г. до н.э.

Древние китайцы пользовались своими знаниями примерно так же, как египтяне: ориентируясь на гелиактический или акронический восход самых ярких звёзд, называемых «чэн», они определяли время для начала тех или иных действий – например, акронический восход Антареса означал начало весенних земледельческих работ.

Разумеется, нет никаких сведений об именно астрологических достижениях китайцев того периода; история сохранила лишь некоторые имена самых ярких личностей. Так, в VIII в. до н.э. трудились два знаменитых учёных: И Хэ, врачеватель и астролог царства Цинь (ему приписывается положение о шести состояниях энергии ци, которые в разных сочетаниях образуют четыре времени года) и глава придворных астрологов и летописцев Ши Мо (занимался анализом положения дел на политической арене и предсказал изгнание правителя Чжао-гуна).

«Золотой Век» китайской астрологии

Периодом наивысшего развития китайской астрологии считается период от IV до II вв. до н.э., начиная с момента написания сохранившихся астрологических трактатов «Син-чжань» («Предсказание по звёздам») Гань Дэ, «Тянь-вэнь» («Описание неба») Ши Шэня. Из них нам известно, что в то время китайцы активно пользовались системой 28-и лунных стоянок («сю», дословно – «место ночёвки»), делящихся на четыре «гун», небесных дворца – причём рассматривалось положение в них не только Луны, но также Солнца и планет. Сходная система накшатр существовала в древней индийской астрологии, возможно, китайцы просто позаимствовали её, но между сю и накшатрами имеются существенные различия. Так, накшатры располагаются вдоль эклиптики, сю – вдоль экватора, и они являются разными по размеру, от 2-х до 33-х единиц.

Во II веке до н.э. китайцы были прекрасно осведомлены о движении планет, а также обо всех изменениях, происходящих на небе; в частности, в 1058/57 г. до н.э. они вели наблюдение за кометой Галлея, а в следующем веке обнаружили пятна на Солнце. Тогда же небо было поделено учёными на четыре сезонных сектора по три созвездия в каждом – система, близкая к зодиакальному делению небесной сферы.

Из известных астрологических трактатов того времени до нас дошли рукопись на шёлке «У син чжань» («Предсказания по пяти светилам») с таблицей движения Юпитера, Сатурна и Венеры за 70 лет и схема «Син сян юнь ци ту» («Карта звёзд, небесных явлений, облаков и паров»), в которой природным явлениям приписывалось то или иное воздействие на земную жизнь.

Особенно значимую роль астрология играла в жизни императорского Китая. В обязанности придворных астрологов входили составление календаря, наблюдение небесных явлений и письменный их учёт в качестве плохих или хороших предзнаменований. В конце каждого года главный астролог представлял императору календарь на следующий год. Также в его обязанности входило определение благоприятных дней для проведения церемоний (элективная астрология). Помимо этого, астрологический отдел занимался мунданной астрологией: делались предсказания для каждой отдельной провинции в зависимости от того, какие звёзды ей управляют.

Эта информация содержится в описании обязанностей астрологов, датированном 450 г. н.э., но известно, что придворная астрологическая служба веками функционировала в практически неизменном виде. Менялось только количество придворных астрологов. (По сообщению Марко Поло, во время его пребывания в Китае (XIII в.) в Пекине под покровительством императора работали около 500 астрологов.)

Предсказания осуществлялись следующим образом: каждая из 28-ми лунных стоянок была связана с одной из провинций империи. Соответственно, провинции оказывались под влиянием небесных тел, проходящих через управляющие их делами стоянки. Для этого имелись подробные интерпретации положений планет в стоянках с учётом их взаимного расположения – аспектов, среди которых самым важным считалось соединение. Другими основаниями для предсказания служили изменения в блеске небесных тел, звёздных величин и мерцании звёзд. Учитывалось также количество доступных наблюдению в нужный момент звёзд в созвездиях и наблюдаемое смещение звезды относительно её обычного положения.

Все эти феномены и сопутствующие им события тщательно записывались. До наших времён дошёл ряд подобных записей, самым масштабным из которых является «Трактат по астрологии» («Тянь-вэнь цзи») «Канона истории». Это многотомное собрание наблюдений, охватывающих более двух тысячелетий, до сих пор имеет ценность для многих современных учёных, астрономов, сейсмологов. И для астрологов.

Приведём пример из «Ши цзи», собрания записей главного астролога Сыма Цяня (ок. 90 г. до н.э.): «Когда Меркурий появляется в компании с Венерой на востоке, и когда они оба красные и испускают лучи, тогда чужие царства будут побеждены, а китайские воины будут победоносными». В другом тексте читаем: «Юпитер пять раз появлялся в созвездии Чуньхо, и поэтому войска государства Чу были разбиты. Здесь видна воля небес».

Особую роль в Китае играло искусство выбора благоприятного дня для начала любой деятельности, именуемое «цзэ жи сюэ» и зародившееся примерно в 206 году до н.э., если не раньше. Оно активно использовалось в государственных и военных целях, для всех видов аграрных работ, ну и в чисто человеческих нуждах – определить дату свадьбы, переезда, начала курса лечения. Для этого составлялась особая карта из иероглифов «ба цзы». Своего рассвета цзэ жи сюэ достигла в эпоху династии Цин (XVII - XX вв.), когда все познания по астрономии, астрологии и календарным системам были сведены в один обобщающий трактат, «Книга соединения времени и различения направлений» («Се цзи бянь фан шу»). Хотя этот раздел китайской астрологии, как и многие другие, весьма индивидуален и не имеет общих точек с западной элективной астрологией, составление расчётов подразумевает использование данных о рождении натива, включая час рождения, что говорит о принципиальном сходстве подходов к предсказаниям.

После наступления нашей эры

Активно усилившийся в нашу эру взаимообмен идеями и открытиями не обошёл стороной и Китай. К VIII – IX вв. китайские учёные были хорошо знакомы с индийскими и западными концепциями, включая вавилонские и эллинистические разработки, благодаря переведённым на китайский язык буддийским сутрам. В свою очередь китайские доктрины проникли в соседние страны. Известный сегодня всем китайский солнечно-лунно-юпитерианский циклический календарь (60-летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с пятью первоэлементами) вошёл в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, распространившись практически по всему Дальнему Востоку.

Это благоприятно повлияло на научную жизнь государства. Китайским Птолемеем можно назвать Чжан Хэна (78 – 139 гг. н.э.), учёного широчайшего профиля, на счету которого множество астрономических открытий: он установил, что Луна светит отражённым от Солнца светом, объяснил природу лунных затмений, очень точно определил угол наклона эклиптики к небесному экватору. Ему принадлежит создание небесной карты, на которую нанесено 124 созвездия. Подобные важные открытия были сделаны им и в других областях науки. Другими значимыми достижениями китайской науки были открытие прецессии (Юй Си, ок. 330 г. н.э.) и собственного движения звёзд (И Син, VIII в. н.э. – в этом случае китайцы опередили западных астрономов на тысячу лет).

Дивинационными практиками активно занимался Гуань Ло (209 – 256 гг. н.э.), отлично владевший хрономантией (гадание по календарям) и геомантией (гадание по земле). Он создал систему, в которой пять стихий взаимодействовали с двенадцатью «ветвями» (погодной энергией) и десятью «стволами» (сезонами года), и успешно использовал её для предсказаний. Именно эта система легла в основу 12-летнего цикла и приобрела большую популярность не только в Китае, но и на Западе, где именуется «восточным гороскопом».

За «Золотым Веком» последовал неизбежный закат. Со времён династии Юань астрология была возведена в ранг эзотерической науки, доступной только посвящённым. Простым людям запрещалось изучать астрологию: власть опасалась, что она может быть использована недостойными людьми в разрушительных целях. Ещё сравнительно недавно, во времена империи Цин (XVII – XX вв.), люди, собиравшие астрологические книги и инструменты и самостоятельно изучавшие астрологию, подвергались суровому наказанию.

Особенности китайских воззрений

Китайский подход к астрологическим предсказаниям был лишён того детерминизма, который лежал в основе западной астрологии. О грозящих неприятностях стремились знать для того, чтобы ослабить или совсем предотвратить их по мере возможности – что делало работу астрологов тем более важной для благополучия империи и самого императора, а уж в критические времена их помощь вообще считалась бесценной. Часто для предотвращения предсказанных несчастий вызывались буддийские монахи для чтения соответствующих молитв и свершения обрядов.

Вообще-то в Китае бок о бок существовало две астрологии. «Саньмэйсе», или «наука самадхи», также именовалась «императорской», поскольку использовалась только в резиденции пекинского императора; остальным людям приходилось довольствоваться только «популярной астрологией». Существовали простые методики персональных предсказаний, в народе широко использовалась гемералогия, т.е. вычисление благоприятных, неблагоприятных и нейтральных дней по календарю. Так, считалось, что в первом месяце второй день – несчастливый, третий благоприятен для торговли, в четвёртый день следует брить голову и так далее. Существовала концепция циркуляции «шести жизненных энергий» (лю ци), взаимодействующая с «пятью вращениями» «небесных энергий» (у юнь), которая использовалась в профилактически-терапевтических целях.

Некоторые основополагающие принципы пользования астрологией в Китае совпадали с обычаями, установившимися в Месопотамии, особенно в следующих важных пунктах:

а) прогнозы строились исключительно на ежедневных наблюдениях за небом;

б) астрология была призвана обслуживать правящие круги и, соответственно, редко занималась персональными предсказаниями, а почти всегда решала общественно-политические задачи (мунданная астрология);

в) все наблюдения и сопоставления непременно подлежали подробному занесению в специальные сборники;

г) вся информация хранилась в строжайшей тайне, поскольку её разглашение могло привести к угрозе благосостоянию государства;

и, наконец, старшие астрологи считались одними из самых влиятельных лиц в государстве и занимали высокие посты.

В других вопросах китайцы придерживались принципиально отличных от других культур позиций, а именно:

- у них была своя система созвездий, не повторяющая ни одну из известных в других государствах систем;

- они ориентировались не на эклиптику (которая в Китае была известна как «Жёлтый путь»), а на положение небесных тел относительно экватора;

- в китайских представлениях небесным прообразом императора являлся небесный меридиан, поэтому главным предсказательным фактором служили транзиты светил, планет и околополярных звёзд по линии MC – IC;

- одним из базовых факторов астрологии было положение Луны в одной из 28-ми лунных стоянок (которые тоже отличались от индийской системы накшатр);

- интерпретация небесных тел могла различаться под влиянием атмосферных условий в момент наблюдения.

Установление коммунистического режима в Китае в XX в. сыграло решающую роль в развитии астрологии: репутация звёздной науки пошатнулась, астрологи потеряли высокий общественный статус, исследовательские и образовательные центры прекратили своё существование.


Рассказать друзьям 

Тэги:   китайская астрология, китайский гороскоп, мунданная астрология, придворная астрология, лунные стоянки, солнечно-лунно-юпитерианский календарь


Также читайте
Астрологические тенденции Февраля 2012 года
Февраль 2012 года — Астрологический прогноз: аспекты и транзиты планет |
Совет астролога на 2015 год
Рекомендации астролога на 2015 год о выжывании в глобальный кризис без
Павел Cвиридов
Павел Свиридов о 2015 годе - Майдан заполыхает с новой силой. Предсказание