Рассказать друзьям 

Астрология в древнем Китае

Общеизвестно, что китайская методика определения способностей, наклонностей и дальнейшей судьбы новорождённого в корне отличается от западной и базируется на 12-летнем цикле, каждый год которого отведён определённому животному. Хотя были сделаны попытки соотнести китайскую систему с гороскопической, они остаются в основе своей различными. В этой статье речь пойдёт о китайской звёздной науке в той степени, в которой она наиболее сопоставима с западными дивинационными практиками.

Из глубокой древности

Существуют два основных мнения по поводу того, когда начала свой путь китайская астрология: сохранившиеся документы свидетельствуют, что в эпоху Шан-Инь (1600 – 1027 года до нашей эры) велись регулярные наблюдения за небосклоном, способствовавшие развитию предсказательных методик; но некоторые учёные утверждают, что астрологией активно пользовались при дворе, начиная с III века до н.э., во время легендарной династии Ся. Кроме того, в даосском пантеоне существует такой влиятельный бог, как Жёлтый (Жадеитовый) Император (Ю Хуанг), со временем правления которого – и даже с его личностью – связано становление годовой системы 12-ти животных и 28-дневного лунного календаря, но это имеет большее отношение к мифологии, чем к истории.

Приглашаем создать Ваш личный астрологический кабинет, где Вы сможете узнать все о себе и своих прогнозах!

Доступны к расчету:

  • бесплатная версия Вашего Гороскопа
  • гороскоп рождения, проживания
  • микрогороскопы - 210 ответов на самые сокровенные вопросы
  • совместимость по 12 уникальным блокам
  • гороскоп на сегодня, прогноз на 2025 год, различные виды прогнозов
  • космограмма, кармический и бизнес-гороскоп
  • карта событий - гороскопы на других, подбор благоприятных дней, событий

Как бы то ни было, первые астрономические записи на гадальных пластинках делались ещё в XV в. до н.э. Известно, что в XII в. до н.э. существовали специальные площадки для наблюдений за небом (сохранились остатки одной из них – Чжоугунской). В VIII – V вв. до н.э. астрономы знали о существовании Узлов Луны и могли с их помощью определять время наступления затмений, причём солнечные затмения уже тогда считались предзнаменованиями всяческих неприятностей. Все они учитывались в хронике «Чунь-цю», начиная с 720 г. до н.э.

Древние китайцы пользовались своими знаниями примерно так же, как египтяне: ориентируясь на гелиактический или акронический восход самых ярких звёзд, называемых «чэн», они определяли время для начала тех или иных действий – например, акронический восход Антареса означал начало весенних земледельческих работ.

Разумеется, нет никаких сведений об именно астрологических достижениях китайцев того периода; история сохранила лишь некоторые имена самых ярких личностей. Так, в VIII в. до н.э. трудились два знаменитых учёных: И Хэ, врачеватель и астролог царства Цинь (ему приписывается положение о шести состояниях энергии ци, которые в разных сочетаниях образуют четыре времени года) и глава придворных астрологов и летописцев Ши Мо (занимался анализом положения дел на политической арене и предсказал изгнание правителя Чжао-гуна).

«Золотой Век» китайской астрологии

Периодом наивысшего развития китайской астрологии считается период от IV до II вв. до н.э., начиная с момента написания сохранившихся астрологических трактатов «Син-чжань» («Предсказание по звёздам») Гань Дэ, «Тянь-вэнь» («Описание неба») Ши Шэня. Из них нам известно, что в то время китайцы активно пользовались системой 28-и лунных стоянок («сю», дословно – «место ночёвки»), делящихся на четыре «гун», небесных дворца – причём рассматривалось положение в них не только Луны, но также Солнца и планет. Сходная система накшатр существовала в древней индийской астрологии, возможно, китайцы просто позаимствовали её, но между сю и накшатрами имеются существенные различия. Так, накшатры располагаются вдоль эклиптики, сю – вдоль экватора, и они являются разными по размеру, от 2-х до 33-х единиц.

Во II веке до н.э. китайцы были прекрасно осведомлены о движении планет, а также обо всех изменениях, происходящих на небе; в частности, в 1058/57 г. до н.э. они вели наблюдение за кометой Галлея, а в следующем веке обнаружили пятна на Солнце. Тогда же небо было поделено учёными на четыре сезонных сектора по три созвездия в каждом – система, близкая к зодиакальному делению небесной сферы.

Из известных астрологических трактатов того времени до нас дошли рукопись на шёлке «У син чжань» («Предсказания по пяти светилам») с таблицей движения Юпитера, Сатурна и Венеры за 70 лет и схема «Син сян юнь ци ту» («Карта звёзд, небесных явлений, облаков и паров»), в которой природным явлениям приписывалось то или иное воздействие на земную жизнь.

Особенно значимую роль астрология играла в жизни императорского Китая. В обязанности придворных астрологов входили составление календаря, наблюдение небесных явлений и письменный их учёт в качестве плохих или хороших предзнаменований. В конце каждого года главный астролог представлял императору календарь на следующий год. Также в его обязанности входило определение благоприятных дней для проведения церемоний (элективная астрология). Помимо этого, астрологический отдел занимался мунданной астрологией: делались предсказания для каждой отдельной провинции в зависимости от того, какие звёзды ей управляют.

Эта информация содержится в описании обязанностей астрологов, датированном 450 г. н.э., но известно, что придворная астрологическая служба веками функционировала в практически неизменном виде. Менялось только количество придворных астрологов. (По сообщению Марко Поло, во время его пребывания в Китае (XIII в.) в Пекине под покровительством императора работали около 500 астрологов.)

Предсказания осуществлялись следующим образом: каждая из 28-ми лунных стоянок была связана с одной из провинций империи. Соответственно, провинции оказывались под влиянием небесных тел, проходящих через управляющие их делами стоянки. Для этого имелись подробные интерпретации положений планет в стоянках с учётом их взаимного расположения – аспектов, среди которых самым важным считалось соединение. Другими основаниями для предсказания служили изменения в блеске небесных тел, звёздных величин и мерцании звёзд. Учитывалось также количество доступных наблюдению в нужный момент звёзд в созвездиях и наблюдаемое смещение звезды относительно её обычного положения.

Все эти феномены и сопутствующие им события тщательно записывались. До наших времён дошёл ряд подобных записей, самым масштабным из которых является «Трактат по астрологии» («Тянь-вэнь цзи») «Канона истории». Это многотомное собрание наблюдений, охватывающих более двух тысячелетий, до сих пор имеет ценность для многих современных учёных, астрономов, сейсмологов. И для астрологов.

Приведём пример из «Ши цзи», собрания записей главного астролога Сыма Цяня (ок. 90 г. до н.э.): «Когда Меркурий появляется в компании с Венерой на востоке, и когда они оба красные и испускают лучи, тогда чужие царства будут побеждены, а китайские воины будут победоносными». В другом тексте читаем: «Юпитер пять раз появлялся в созвездии Чуньхо, и поэтому войска государства Чу были разбиты. Здесь видна воля небес».

Особую роль в Китае играло искусство выбора благоприятного дня для начала любой деятельности, именуемое «цзэ жи сюэ» и зародившееся примерно в 206 году до н.э., если не раньше. Оно активно использовалось в государственных и военных целях, для всех видов аграрных работ, ну и в чисто человеческих нуждах – определить дату свадьбы, переезда, начала курса лечения. Для этого составлялась особая карта из иероглифов «ба цзы». Своего рассвета цзэ жи сюэ достигла в эпоху династии Цин (XVII - XX вв.), когда все познания по астрономии, астрологии и календарным системам были сведены в один обобщающий трактат, «Книга соединения времени и различения направлений» («Се цзи бянь фан шу»). Хотя этот раздел китайской астрологии, как и многие другие, весьма индивидуален и не имеет общих точек с западной элективной астрологией, составление расчётов подразумевает использование данных о рождении натива, включая час рождения, что говорит о принципиальном сходстве подходов к предсказаниям.

После наступления нашей эры

Активно усилившийся в нашу эру взаимообмен идеями и открытиями не обошёл стороной и Китай. К VIII – IX вв. китайские учёные были хорошо знакомы с индийскими и западными концепциями, включая вавилонские и эллинистические разработки, благодаря переведённым на китайский язык буддийским сутрам. В свою очередь китайские доктрины проникли в соседние страны. Известный сегодня всем китайский солнечно-лунно-юпитерианский циклический календарь (60-летний цикл, в котором 12 годичных "звериных" знаков соотносятся с пятью первоэлементами) вошёл в повсеместное употребление в Японии, Корее, Тибете, Монголии, распространившись практически по всему Дальнему Востоку.

Это благоприятно повлияло на научную жизнь государства. Китайским Птолемеем можно назвать Чжан Хэна (78 – 139 гг. н.э.), учёного широчайшего профиля, на счету которого множество астрономических открытий: он установил, что Луна светит отражённым от Солнца светом, объяснил природу лунных затмений, очень точно определил угол наклона эклиптики к небесному экватору. Ему принадлежит создание небесной карты, на которую нанесено 124 созвездия. Подобные важные открытия были сделаны им и в других областях науки. Другими значимыми достижениями китайской науки были открытие прецессии (Юй Си, ок. 330 г. н.э.) и собственного движения звёзд (И Син, VIII в. н.э. – в этом случае китайцы опередили западных астрономов на тысячу лет).

Дивинационными практиками активно занимался Гуань Ло (209 – 256 гг. н.э.), отлично владевший хрономантией (гадание по календарям) и геомантией (гадание по земле). Он создал систему, в которой пять стихий взаимодействовали с двенадцатью «ветвями» (погодной энергией) и десятью «стволами» (сезонами года), и успешно использовал её для предсказаний. Именно эта система легла в основу 12-летнего цикла и приобрела большую популярность не только в Китае, но и на Западе, где именуется «восточным гороскопом».

За «Золотым Веком» последовал неизбежный закат. Со времён династии Юань астрология была возведена в ранг эзотерической науки, доступной только посвящённым. Простым людям запрещалось изучать астрологию: власть опасалась, что она может быть использована недостойными людьми в разрушительных целях. Ещё сравнительно недавно, во времена империи Цин (XVII – XX вв.), люди, собиравшие астрологические книги и инструменты и самостоятельно изучавшие астрологию, подвергались суровому наказанию.

Особенности китайских воззрений

Китайский подход к астрологическим предсказаниям был лишён того детерминизма, который лежал в основе западной астрологии. О грозящих неприятностях стремились знать для того, чтобы ослабить или совсем предотвратить их по мере возможности – что делало работу астрологов тем более важной для благополучия империи и самого императора, а уж в критические времена их помощь вообще считалась бесценной. Часто для предотвращения предсказанных несчастий вызывались буддийские монахи для чтения соответствующих молитв и свершения обрядов.

Вообще-то в Китае бок о бок существовало две астрологии. «Саньмэйсе», или «наука самадхи», также именовалась «императорской», поскольку использовалась только в резиденции пекинского императора; остальным людям приходилось довольствоваться только «популярной астрологией». Существовали простые методики персональных предсказаний, в народе широко использовалась гемералогия, т.е. вычисление благоприятных, неблагоприятных и нейтральных дней по календарю. Так, считалось, что в первом месяце второй день – несчастливый, третий благоприятен для торговли, в четвёртый день следует брить голову и так далее. Существовала концепция циркуляции «шести жизненных энергий» (лю ци), взаимодействующая с «пятью вращениями» «небесных энергий» (у юнь), которая использовалась в профилактически-терапевтических целях.

Некоторые основополагающие принципы пользования астрологией в Китае совпадали с обычаями, установившимися в Месопотамии, особенно в следующих важных пунктах:

а) прогнозы строились исключительно на ежедневных наблюдениях за небом;

б) астрология была призвана обслуживать правящие круги и, соответственно, редко занималась персональными предсказаниями, а почти всегда решала общественно-политические задачи (мунданная астрология);

в) все наблюдения и сопоставления непременно подлежали подробному занесению в специальные сборники;

г) вся информация хранилась в строжайшей тайне, поскольку её разглашение могло привести к угрозе благосостоянию государства;

и, наконец, старшие астрологи считались одними из самых влиятельных лиц в государстве и занимали высокие посты.

В других вопросах китайцы придерживались принципиально отличных от других культур позиций, а именно:

- у них была своя система созвездий, не повторяющая ни одну из известных в других государствах систем;

- они ориентировались не на эклиптику (которая в Китае была известна как «Жёлтый путь»), а на положение небесных тел относительно экватора;

- в китайских представлениях небесным прообразом императора являлся небесный меридиан, поэтому главным предсказательным фактором служили транзиты светил, планет и околополярных звёзд по линии MC – IC;

- одним из базовых факторов астрологии было положение Луны в одной из 28-ми лунных стоянок (которые тоже отличались от индийской системы накшатр);

- интерпретация небесных тел могла различаться под влиянием атмосферных условий в момент наблюдения.

Установление коммунистического режима в Китае в XX в. сыграло решающую роль в развитии астрологии: репутация звёздной науки пошатнулась, астрологи потеряли высокий общественный статус, исследовательские и образовательные центры прекратили своё существование.


Рассказать друзьям 

Тэги:   китайская астрология, китайский гороскоп, мунданная астрология, придворная астрология, лунные стоянки, солнечно-лунно-юпитерианский календарь


Также читайте
История астрологии
История астрологии - по официальным археологическим источникам родиной астрологии считается
97 лет со дня рождения Вронского С.А.
25 марта 2012 исполняется 97 лет со дня рождения выдающегося нашего современника Вронского
Астрологические тенденции Августа 2012 года
Август 2012 года — Астрологический прогноз: аспекты и транзиты планет | Онлайн-журнал