Рассказать друзьям 

Ведическая астрология – Джйотиш

Ведическая астрология является частью индийских ведических наук. Известная также под названием «Джйотиш», она помогает человеку в осуществлении свободы воли, осознании дхармы, указывает на то, как работают законы природы в его жизни. Как известно, она радикально отличается от вавилонско-греческо-римской астрологии и, по-видимому, развивалась параллельно с ней, хотя история знает периоды активного обмена информацией между двумя этими системами.

Наследие ариев и мудрецов

Индийская, с конца прошлого века часто именуемая ведической, астрология считается одной из древнейших систем астрологических знаний, существующих на Земле. Она описана в Ведах, самых, по-видимому, старых манускриптах божественного происхождения в мире; её возраст определяют, начиная примерно с VI в. до н.э. и ранее, поскольку в Ведах упоминается расположение точки весеннего равноденствия в Тельце, Близнецах и даже Раке!

Приглашаем создать Ваш личный астрологический кабинет, где Вы сможете узнать все о себе и своих прогнозах!

Доступны к расчету:

  • бесплатная версия Вашего Гороскопа
  • гороскоп рождения, проживания
  • микрогороскопы - 210 ответов на самые сокровенные вопросы
  • совместимость по 12 уникальным блокам
  • гороскоп на сегодня, прогноз на 2024 год, различные виды прогнозов
  • космограмма, кармический и бизнес-гороскоп
  • карта событий - гороскопы на других, подбор благоприятных дней, событий

Ведические знания были принесены на территорию современной Индии ариями, народом, о происхождении которого точно ничего не известно, и, соответственно, источник их знаний также остаётся загадкой.

Само слово «арий» переводится как «духовный», «не воинственный». Арийцы, судя по всему, были невероятно могущественной цивилизацией, все возможности которой сейчас невозможно представить. Предполагается, что они владели способностями путешествовать по космическому пространству (так что, возможно, никаких пришельцев из космоса не существовало, сами земляне, возвращаясь домой, приносили знания о Вселенной), а также управлять погодой; они понимали язык птиц и зверей, а их жизненные сроки исчислялись столетиями.

Неизвестно, занимались ли арийцы среди всего прочего астрологией. Появление собственно астрологических (в отличие от астрономических и календарных) познаний в древней Индии традиционно связано с риши – мудрецами Вселенной, такими как Бхригу Муни, Нарада Муни, Гарга Муни, Вьяса, Парашара Муни, Васиштха. Риши спустились на Землю около пяти тысяч лет назад в качестве сопровождающих Верховного Бога Кришну, дабы способствовать его деятельности. Они оставили после себя научные трактаты, а также лично передавали знания ученикам. Посему индусы верят, что наука о влиянии небесных светил на судьбу человека не происходит от обычных людей, а была разработана задолго до так называемого «периода достоверной истории» и передана им великими мудрецами, а впоследствии передавалась непрерывно из уст в уста в течение всех веков вплоть до наших дней.

Свидетельства древних текстов

Традиционная индийская система трактовки положений небесных светил и космических циклов вначале называлась Веданга джйотиш, то есть изучение света («джйоти»), которое является частью Веды (Веданга). Во множественном числе это слово также означает «светящиеся небесные тела». Джйотиш ещё известна как «глаз Веды» - наименование, выражающее её предполагаемую способность обозревать одновременно внешние проявления материального мира и скрытый под их оболочкой вселенский смысл.

Джйотиш получила своё развитие в трактатах, авторство которых приписывается риши; наиболее известные из них – «Парашара-хора-шастра», «Сурья-сиддханта», «Бхригу-сутра». Их древнее происхождение иногда оспаривается (так, по самым осторожным предположениям, почти все они были написаны не 5000 лет назад, а всего около 1400 лет). Они содержат удивительный астрономический материал. Например, в «Сурье-сиддханте» указывается, что окружность Брахманды (галактики) равна (в переводе на современное исчисление) 1600 световых лет, а возраст Солнечной системы определяется в 1956 миллионов лет. Другие труды упоминают, в частности, планету Варуна (Бог моря), таким образом демонстрируя, что в то время уже было известно о существовании Нептуна, открытого на Западе только в 1846 году посредством расчётов. Тогда как у древних индийцев давно была рассчитана траектория движения планеты, описано её влияние на землетрясения и наводнения.

Другие исторические тексты также содержат сведения, связанные с астрологией. «Махабхарата», например, приводит много астрономических и календарных подробностей, сопровождающих события, описанные в эпосе. Там наличествуют частые указания, в каком лунном месяце происходило то или иное событие, или в какой накшатре (лунной стоянке) в тот день находилась Луна.

Мифы и реальность

Предполагается, что индийская астрология уже была развитой наукой более пяти тысячелетий назад, и её документальное воплощение относится к Парашаре Муни, жившем ещё до начала Кали юги. После него остались самые древние из известных комментариев к «Атхарва-Ведам» (разделу Вед, где собраны астрологические материалы). Его главный труд, «Брихад Парашара-хора-шастра», считается теоретической основой Джйотиш, актуальной и по сей день. В частности, Парашара описал, как составлять гороскоп зачатия и рассчитать по нему продолжительность жизни. Утверждается, что мудрец наговорил текст трактата своему ученику Майтрейе, а тот записал его и, в свою очередь, передал знания своим ученикам. Парашара был одним из последних небожителей, сошедших на Землю, далее астрологией занимались уже люди.

Другой риша, Бхрига Муни, по легенде, был настолько великим астрологом, что 5000 лет назад составил гороскопы всех людей, которые жили до него, в его время и будут жить впоследствии, и записал их на пальмовых листьях. Существует огромная коллекция этих гороскопов, разделённая на несколько частей и находящаяся в разных концах Индии. По этой методике астрологу требуется, опираясь на принципы системы, найти в коллекции для каждого человека соответствующий ему гороскоп.

Пока что не все учёные принимают достоверность этих сведений и дат – так, в Ведических текстах накшатры начинаются с созвездия Плеяд в Тельце, а это может означать, что данные записи датируются 2500-ми годами до н.э., а не 5000-ми. Но практически точно известно, что в первые века н.э. астрология уже активно практиковалась на территории современной Индии, в частности 200 – 600 гг. упоминаются как период расцвета древнеиндийской астрологии.

Имена выдающихся индийских астрологов-людей известны уже с I века до н.э.; например, великий учёный того времени Сатьякарья написал классический труд «Дхрува-нади», в котором создал свою уникальную систему, поделив каждый знак зодиака на 150 частей протяжённостью по 12 минут («нади-амша»). В соответствии с этой системой он предлагает астрологическое толкование сочетаний планет. Несколько по сей день значимых работ принадлежат перу другого выдающегося специалиста, Варахи Михиры.

Впоследствии ведическая астрология из Индии перешла к персам, затем к вавилонянам, а уже от них получила распространение в Египте, Греции и Италии.

От лунной к гороскопической астрологии

Древняя индийская астрология носила отчётливо лунный характер. Так, в «Ведах» и в «Махабхарате» очень редко приводятся положения планет на небе, хотя есть много упоминаний лунных стоянок, фаз Луны и затмений. Ещё один известный культурный памятник, так называемый «гороскоп» Кришны, демонстрирует тот же подход: известно положение Луны, но не планет, «лагна» (асцендент) упоминается как бы случайно, поскольку известно, что убывающая Луна в полночь поднималась на востоке. Знаки зодиака не упоминаются вообще – есть основания подозревать, что в то время они были неизвестны в Индии и появились гораздо позже под влиянием эллинистических астрономических сведений. Также не существовало понятий домов и аспектов – рассматривались лишь аспекты Луны к Солнцу, реже – к планетам.

Уже на стыке эпох, впрочем, в Индии существовало несколько систем именно натальной астрологии, самая популярная из которых – «парашара», восходящая к уже упоминавшемуся труду «Брихад Парашара-хора-шастра»; помимо неё есть «джаймини» и «таджака».

Кроме того, были развиты шесть областей применения астрологии, а именно:

«гола» – астрономическое расположение небесных тел;

«ганита» – математические вычисления для определения «голы»;

«джатака» – натальная астрология;

«прашна» – хорарная астрология;

«мухурта» – элективная астрология;

«нимитта» – трактовка предзнаменований и знаков-предвестников.

Преобладают две системы расчёта гороскопа – «саяна» и «нираяна» (от слова «аяна» – прогресс, продвижение). «Саяна» основана на принципе подвижного зодиака, «нираяна» – неподвижного; последняя, по утверждениям, даёт более точные результаты.

Индивидуальные черты и духовная составляющая

Индийцы считают, что, поскольку на Западе астрология не обладала постоянным положением в обществе, а часто почти полностью исчезала со сцены – например, в т.н. «тёмные века» Средневековья (VI – X вв.), а затем в Век разума (XVII – XVIII вв.), – нет основания говорить о наследовании традиций и непрерывности западных учений, следовательно, современная астрология может с большой натяжкой считаться «наследницей» древних знаний. К Джйотиш же это не относится – в Индии астрологическая традиция не прерывалась никогда. Соответственно отношение к астрологии у индийцев серьёзнее, что доказывается её включением в университетские программы, ставшим всё более активным со второй половины 1990-х годов. С 2014 года существует Международная Ассоциация Ведической астрологии, занимающаяся распространением знаний Джйотиш в Европе и азиатских странах (jyotisha.center).

Важным элементом овладения Джйотиш считается духовный уровень ученика. Ещё в I в. до н.э. астролог Варахамихира изложил этот принцип следующим образом: «Хороший астролог должен победить ненависть, зависть и эгоизм, довольствоваться тем, что имеет, знать Веды, уметь давать ясные и конкретные прогнозы. Он должен быть скромным в желаниях и осознать пределы своих возможностей, но в то же время быть уверенным в своих астрологических и оккультных знаниях».


Рассказать друзьям 

Тэги:   Ведическая астрология, Джйотиш, Веды, Махабхарата, Кришна, риши, Луна, лунные стоянки, накшатры


Также читайте
Астрологические тенденции Августа 2012 года
Август 2012 года — Астрологический прогноз: аспекты и транзиты планет | Онлайн-журнал
2014-2015
Астрологический прогноз на конец 2014 и весь 2015 год.
Тенденции Ноября 2011 года
Ноябрь 2011 года — Астрологический прогноз: аспекты и транзиты планет |